Maffia Pedro
(Maffia Pedro)
Педро Мафиа
Полное имя: Педро Марио Маффиа
Бандонеонист, руководитель, композитор, преподаватель
(28 августа 1899 16 октября 1967)
Прозвище: Tanito
Неизвестно, какой загадочный дар позволил Педро Маффиа найти в сердце бандонеона звуки, какие никому до него не были открыты. Оскар Дзукки , говоря о Маффиа в третьем томе своей гигантской истории бандонеона в танго, выпущенной аргентинским издательством Corregidor, объясняет, что до 20−х годах, ХХ века бандонеонисты имели тенденцию имитировать своим инструментом флейту постепенно вытесненную в ранних квартетах и орган. Пройдя в детстве через регулярные порки цепью, устраиваемые его жестоким отцом, который заставлял его просить деньги после каждого сыгранного им танго, именно Маффиа привнес в этот популярный жанр столь необходимый ему бандонеон, оставив таким образом в прошлом игривый Guardia Vieha (старый стиль) и сделав его серьезным, сосредоточенным, несколько мечтательным и зачастую грустным.
Дзукки рассказывает, что Маффиа сбежал из дома подростком и нашел убежище у Негры Марии, матери нескольких музыкантов от разных отцов, имевшей связи с проходимцами с юга огромной провинции
Присоединившись в 1922 году к секстету Хуана Карлоса Кобиана (известного композитора таких танго, как «Los mareados» и «Nostalgias»), Маффиа встретился со скрипачом Хулио Де Каро (с которым уже раньше играл в квартете) и начал принимать участие в распространении революционной школы Декаро (escuela decareana), имевшей теперь по меньшей мере 4 руководителей: братьев Хулио и Франсиско Де Каро (пианист), Педро Лауренса и Маффиа (самый известный из всех бандонеонных дуэтов). В своей «Истории типичного оркестра танго» (A. Peña Lillo Publisher) Луис Адольфо Сьерра подчеркивает, что на ранней стадии существования секстета Де Каро (созданного ближе к концу 1923 года по модели оркестра под руководством Кобиана) «ясно ощущалось в игре бандонеона Педро Маффии темпераментное влияние неторопливой манеры, с легкой склонностью к приукрашенным нюансам и эффектам динамики пианиссимо, кроме того, с сильной тенденцией к звукам легато…»
Сьерра, чей авторитет неоспорим, рассматривает Маффиа как «великого стилиста» и обращает внимание
Он одним из первых играл на бандонеоне акапелла, после Хуана Маглио, Висенте Греко и Неаполитанца Дженаро, и начал создавать бандонеонные дуэты с различными тембрами и строями в исторических парах с Луисом Петручелли, Лауренсом, Альфредо Де Франко и Габриэлем Клаузи. Его вариации стали знамениты, как, например, та, что Анибал Троильо сыграл в «La Maleva». В 1935 году он образовал вместе с другими выдающимися фигурами группу Los Cinco Ases Pebeco, а на следующий год он был членом легендарного квинтета под названием Los Virtuosos, исполнители для которого выбирались путем опроса читателей, организованного журналом Sintonía. Эра больших оркестров с десятком или больше инструменталистов, которая началась в середине 30−х, не благоприятствовала ему. Уругвайский бандонеонист и гениальный аранжировщик Эктор Мария Артола разумно объяснил это: бандонеон Маффии был камерным, и его бархатный звук терялся в больших оркестрах и просторных помещениях.
Мало кто мог равняться с ним в композиторском даровании. Среди его великих танго выделяются «Pelele», «Diablito», «Triste» (с Франсиско Де Каро), «Tiny» (с Хулио Де Каро), «Amurado» (с Лауренсом), «Taconeando», «Ventarrón», «Amarguras» (переименованное в «Abandono», когда Омеро Манси положил на него стихи), «No aflojés», «Arco iris» (с Себастьяном Пианой), «La mariposa», «Se muere de amor», «Cuándo volverás», «Te aconsejo que me olvides», «Heliotropo» и «Pura maña».
Анибал Анибал Тройло посвятил ему «A Pedro Maffia». Десятки лет Маффиа преподавал бандонеон и написал важный учебник игры на нем. В 1933 году он блистал в «Tango», первом аргентинском художественном фильме с саундтреком, и кроме того в различных других фильмах, в 1966 Педро Маффиа послужил прообразом в «Fueye querido» (“Любимый бандонеон”), замечательном фильме Маурисио Беру.
* “Маленький неаполитанец” (исп.) – прим. пер.
Перевод Дарьи Поповой